Нововведения в законодательство в области охраны окружающей среды

Новые изменения в экологии в 2023 году

В 2023 году вступает в действие ряд новых законодательных требований в области природопользования и охраны окружающей среды. Они касаются деятельности по обращению с отходами, отчетности по выбросам парниковых газов, порядка получения комплексных экологических разрешений и проведения государственной экологической экспертизы, а также плановых государственных проверок.

С 1 января 2023 года

1. Применяется обязательный досудебный порядок обжалования решений контрольного органа, действий или бездействия его должностных лиц.

2. При исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается коэффициент 0 при размещении отходов недропользования, из которых осуществляется добыча полезных ископаемых и полезных компонентов.

3. Увеличивается повышающий коэффициент к ставкам платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности.

4. Регулируемые организации, хозяйственная и иная деятельность которых сопровождается выбросами парниковых газов, масса которых эквивалентна 150 и более тысячам тонн углекислого газа в год, представляют отчеты о выбросах парниковых газов в установленные сроки.

5. Обновлены количество конкретных озоноразрушающих веществ в допустимом объеме потребления озоноразрушающих веществ в РФ и допустимый объем производства озоноразрушающих веществ в РФ.

6. Подавать заявление о предоставлении лицензии на обращение с отходами, внесении изменений в реестр лицензий соискатель лицензии или лицензиат сможет исключительно в форме электронных документов через единый портал Госуслуг.

7. Средства поступившего в федеральный бюджет экологического сбора будут направляться в том числе на обеспечение утилизации отходов от использования товаров утилизаторами.

С 1 марта 2023 года

1. Урегулированы вопросы обращения с вторичными ресурсами.

Вводятся понятия "вторичные ресурсы" и "вторичное сырье", "побочные продукты производства". Устанавливаются требования к обращению с вторичными ресурсами.

В связи с внесенными изменениями обновлена форма декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

2. Рассматривать заявки на получение комплексных экологических разрешений будут по новым правилам.

3. Сокращены отдельные сроки в рамках проведения государственной экологической экспертизы, уточняются положения, касающиеся срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы.

4. Актуализирована методика количественного определения объема выбросов парниковых газов, конкретизирован перечень исходных данных для количественного определения выбросов парниковых газов. Также приводится методика количественного определения объема поглощений парниковых газов.

5. Определен порядок представления обязательной углеродной отчетности региональных регулируемых организаций. Отчет представляется ежегодно, до 1 июля года, следующего за отчетным, по установленной форме.

6. Заявления об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение будут представляться в форме электронных документов посредством единого портала Госуслуг.

Основные требования экологического законодательства при размещении отходов сельского хозяйства

В рамках меняющегося действующего экологического законодательства появились новые требования к отходам, образующимся в хозяйствах аграрно-промышленного комплекса. В частности, по размещению отходов животноводства. С введением нового законодательства отходы животноводства легче будет утилизировать и использовать в аграрной сфере.

Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242, отходы животноводства относят к умеренно опасным и малоопасным (III-V классы опасности). Использовать их для удобрения запрещено.

Отходы жизнедеятельности птиц и скота подпадают под действие ФЗ № 89 «Об отходах производства и потребления». В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» такие отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды. Деятельность по сбору, транспортировке и утилизации отходов (навоза) подлежат лицензированию на основании ст. 12 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

С 1 марта 2023 года навоз и помет будут признаваться побочными продуктами животных, а не опасными отходами. Такие продукты можно официально вводить в обиход сельскохозяйственных производств и частных подворий. Но хранить его можно только на специальных площадках, исключающих загрязнение окружающей среды.

Отходы животноводства можно будет отражать в бухгалтерском и налоговом учете, оформлять на него право собственности. Но если при обращении с отходами животноводства будут выявлены нарушения, то он вновь будет признан опасными отходами производства.

Плюсы нового законодательства:

– Новый закон значительно облегчает утилизацию отходов животноводства, и дает инструменты для получения постоянного дохода.

– Животноводческие хозяйства могут минимизировать собственные затраты на удобрения и легально использовать бесплатный навоз и помет.

– Увеличение применения органических удобрений в растениеводстве даст увеличение урожайности и повышение плодородия почв.

– Появится возможность начать поставлять органические удобрения на экспорт.

– Снизится нагрузка на себестоимость сельскохозяйственной продукции.

– Уменьшится нагрузка на аграрный сектор в целом за счет отмены лицензирования и отмены огромных штрафов за нарушение.

Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика