Старый город. Первые кинотеатры Краснодара

34Едва появившись на свет, кино моментально стало самым модным развлечением горожан. Чуть больше века назад по всему миру как грибы после дождя начали вырастать кинотеатры (или как говорили тогда – электробиографы, электротеатры). Не обошла эта тенденция стороной и Екатеринодар.

Жители Екатеринодара познакомились с кинематографом в марте 1897 года. В здании второго общественного собрания демонстрировались фильмы Люмьера. Однако первый стационарный синематограф появился в нашем городе только спустя 10 лет.

Пионером кинобизнеса в Екатеринодаре принято считать предпринимателя Демосфена Христофоровича Чеймазиди. Именно он в канун нового 1907 года открыл «первый в России по обширности и богатству картин «Французский театр братьев Боммер».

Несмотря на громкое имя, сам кинематограф сложно было назвать роскошным. Зрители располагались на деревянных скамейках, которые становились ниже по мере приближения к экрану. На передних (самых дешевых) рядах можно было сидеть только на корточках, поэтому публика остроумно называла театр не французским, а турецким. Впрочем, недостаток комфорта был в то время общим местом для электротеатров. Не было также и тапера. Но это вовсе не значит, что фильмы шли в тишине – часто сами зрители или владелец театра «озвучивали» происходящее на экране.

Переломным для развития кинопроката в нашем городе стал 1912 (по другим данным – 1913) год. К этому моменту в Екатеринодаре уже было порядка 10 биографов – «Бомонд-Иллюзия», «Модерн», «Бон-Репо», «Феникс», «Помпея» и другие. Все они не отличались ни красотой, ни комфортабельностью, ни габаритами. Но вот, в самом центре города в здании из железобетона, построенном архитектором Козловым под скейтинг-ринк (место для катания на роликовых коньках), стараниями того же Чеймазиди открылся «первый по величине и удобству» электробиограф «Мон Плезир».

Богатое внутреннее убранство нового кинотеатра, доставшееся ему вместе со зданием «катка», поражало неискушенного зрителя.

«Роскошный вестибюль с изящными колоннами, украшенный вертикальными зеркалами и панно, зал, покрытый дорогим паркетом, ряды удобных кресел у стен, мощные электроламповые люстры, а на втором этаже буфеты. И всюду сверкающие бархатные портьеры. Живая зелень. Тропические пальмы и фикусы. Гирлянды цветов», – так описывает скейтинг-ринк Виталий Бардадым в своей книге «Архитектура Екатеринодара».

Помимо буфетов в здании кинотеатра были предусмотрены и другие удобства – гардеробная и уборные. И, конечно, в «первом» биографе не могло быть и речи о низких скамейках. В переоборудованном под кинематографические нужды зале «катка» вместе с «зеркальным» экраном и французскими проекционными аппаратами установили ряды стульев.

После революции в 1920 году «Мон-Плезир» был национализирован и переименован в «Кинотеатр им. В. И. Ленина». Однако новое название не прижилось – горожане продолжали по старинке называть биограф «Мон-Плезиром», пока в 1927 году его снова не переименовали – на сей раз в «Великана».

Следующая смена названия пришлась на 1949 год. Тогда кинотеатр получил патриотичное имя «Кубань». В 1959-1960 гг здание претерпело масштабную реконструкцию – был достроен фасад, число мест в зрительном зале увеличилось до 1360.

После окончания советской эпохи в помещении знаменитого электробиографа работал кинотеатр «Квартал», однако несколько лет назад он закрылся, уступив место расположившимся на первом этаже здания магазинам.

Вскоре после открытия «Мон-Плезира» в Краснодаре появился еще один современный комфортабельный электробиограф. В 1914 году прямо напротив бывшего скейтинг-ринка предприниматель Г. С. Паласов построил свой «Палас-Театр». Проектировал и руководил работами по возведению здания архитектор Козлов.

«Палас» уступал своему конкуренту разве что размерами: театр пришлось «вписать» в существующую застройку. Вестибюль, фойе и коридоры биографа украшали картины и зеркала, создававшие ощущение простора. Особое внимание архитектор уделил убранству зрительного зала.

«Сразу поражала красивая хрустальная люстра с десятками цветных лампочек; удобные стулья партера и мягкие кресла лож, обитых бархатом; цельный потолок, сделанный из единого металлического каркаса; огромная сцена, увенчанная лирой и трубящими ангелами, которая задергивалась бархатным занавесом вишневого цвета, а также уникальный «жемчужный экран», выложенный мелким бисером, – все это отличалось изяществом, дышало покоем, благополучием и уютом и настраивало зрителя на праздничный лад», – читаем у Бардадыма.

Первое время новое здание занимал «театр миниатюр» актера и режиссера Ф. В. Коварского, дававший короткие оперетки, шаржи, драматические и комические сценки. Но вскоре основной функцией «Паласа» стала демонстрация кинофильмов.

После революции в стенах кинотеатра устраивались поэтические чтения и симфонические концерты. С 1920 года в «Паласе» располагался «Теревсат» – театр революционной сатиры. Впрочем, основная функция театра оставалась прежней: здесь показывали кино.

Говорят, некоторое время кассиром «Паласа» работал тот самый Чеймазиди.

В 1930 году в «Паласе» впервые в Екатеринодаре демонстрировалась «звуковая фильма». Тогда же театр реконструировали и, как водится, переименовали. Обновленный синематограф стал называться «Колоссом».

Увы, одному из старейших кинотеатров Краснодара не суждено было дожить до наших дней. В 1964 году железобетонную махину разрушили. До сих пор доподлинно неизвестно, что послужило причиной сноса.

«Ныне с удивлением узнаешь о том, что будто это был «несчастный объект», так как «от старого здания одна стена осталась, разделяющая зал и фойе… Театр валился, стены еле держались, потолки текли… Ремонтировать было нечего…» Совет Министров СССР разрешил только ремонт оперетты. Но вопреки этому разумному решению было дано самостийное указание местным строительным организациям – снести старый театр и построить новый», – пишет Виталий Бардадым.

В 1966 году на месте «Паласа» по проекту модного в то время архитектора Титова был возведен театр оперетты, который стоит там и по сей день.

33

34

Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика