Старый город. Первые кинотеатры Краснодара
- Подробности
- Опубликовано: 31.08.2020 09:31
- Просмотров: 1703
Едва появившись на свет, кино моментально стало самым модным развлечением горожан. Чуть больше века назад по всему миру как грибы после дождя начали вырастать кинотеатры (или как говорили тогда – электробиографы, электротеатры). Не обошла эта тенденция стороной и Екатеринодар.
Жители Екатеринодара познакомились с кинематографом в марте 1897 года. В здании второго общественного собрания демонстрировались фильмы Люмьера. Однако первый стационарный синематограф появился в нашем городе только спустя 10 лет.
Пионером кинобизнеса в Екатеринодаре принято считать предпринимателя Демосфена Христофоровича Чеймазиди. Именно он в канун нового 1907 года открыл «первый в России по обширности и богатству картин «Французский театр братьев Боммер».
Несмотря на громкое имя, сам кинематограф сложно было назвать роскошным. Зрители располагались на деревянных скамейках, которые становились ниже по мере приближения к экрану. На передних (самых дешевых) рядах можно было сидеть только на корточках, поэтому публика остроумно называла театр не французским, а турецким. Впрочем, недостаток комфорта был в то время общим местом для электротеатров. Не было также и тапера. Но это вовсе не значит, что фильмы шли в тишине – часто сами зрители или владелец театра «озвучивали» происходящее на экране.
Переломным для развития кинопроката в нашем городе стал 1912 (по другим данным – 1913) год. К этому моменту в Екатеринодаре уже было порядка 10 биографов – «Бомонд-Иллюзия», «Модерн», «Бон-Репо», «Феникс», «Помпея» и другие. Все они не отличались ни красотой, ни комфортабельностью, ни габаритами. Но вот, в самом центре города в здании из железобетона, построенном архитектором Козловым под скейтинг-ринк (место для катания на роликовых коньках), стараниями того же Чеймазиди открылся «первый по величине и удобству» электробиограф «Мон Плезир».
Богатое внутреннее убранство нового кинотеатра, доставшееся ему вместе со зданием «катка», поражало неискушенного зрителя.
«Роскошный вестибюль с изящными колоннами, украшенный вертикальными зеркалами и панно, зал, покрытый дорогим паркетом, ряды удобных кресел у стен, мощные электроламповые люстры, а на втором этаже буфеты. И всюду сверкающие бархатные портьеры. Живая зелень. Тропические пальмы и фикусы. Гирлянды цветов», – так описывает скейтинг-ринк Виталий Бардадым в своей книге «Архитектура Екатеринодара».
Помимо буфетов в здании кинотеатра были предусмотрены и другие удобства – гардеробная и уборные. И, конечно, в «первом» биографе не могло быть и речи о низких скамейках. В переоборудованном под кинематографические нужды зале «катка» вместе с «зеркальным» экраном и французскими проекционными аппаратами установили ряды стульев.
После революции в 1920 году «Мон-Плезир» был национализирован и переименован в «Кинотеатр им. В. И. Ленина». Однако новое название не прижилось – горожане продолжали по старинке называть биограф «Мон-Плезиром», пока в 1927 году его снова не переименовали – на сей раз в «Великана».
Следующая смена названия пришлась на 1949 год. Тогда кинотеатр получил патриотичное имя «Кубань». В 1959-1960 гг здание претерпело масштабную реконструкцию – был достроен фасад, число мест в зрительном зале увеличилось до 1360.
После окончания советской эпохи в помещении знаменитого электробиографа работал кинотеатр «Квартал», однако несколько лет назад он закрылся, уступив место расположившимся на первом этаже здания магазинам.
Вскоре после открытия «Мон-Плезира» в Краснодаре появился еще один современный комфортабельный электробиограф. В 1914 году прямо напротив бывшего скейтинг-ринка предприниматель Г. С. Паласов построил свой «Палас-Театр». Проектировал и руководил работами по возведению здания архитектор Козлов.
«Палас» уступал своему конкуренту разве что размерами: театр пришлось «вписать» в существующую застройку. Вестибюль, фойе и коридоры биографа украшали картины и зеркала, создававшие ощущение простора. Особое внимание архитектор уделил убранству зрительного зала.
«Сразу поражала красивая хрустальная люстра с десятками цветных лампочек; удобные стулья партера и мягкие кресла лож, обитых бархатом; цельный потолок, сделанный из единого металлического каркаса; огромная сцена, увенчанная лирой и трубящими ангелами, которая задергивалась бархатным занавесом вишневого цвета, а также уникальный «жемчужный экран», выложенный мелким бисером, – все это отличалось изяществом, дышало покоем, благополучием и уютом и настраивало зрителя на праздничный лад», – читаем у Бардадыма.
Первое время новое здание занимал «театр миниатюр» актера и режиссера Ф. В. Коварского, дававший короткие оперетки, шаржи, драматические и комические сценки. Но вскоре основной функцией «Паласа» стала демонстрация кинофильмов.
После революции в стенах кинотеатра устраивались поэтические чтения и симфонические концерты. С 1920 года в «Паласе» располагался «Теревсат» – театр революционной сатиры. Впрочем, основная функция театра оставалась прежней: здесь показывали кино.
Говорят, некоторое время кассиром «Паласа» работал тот самый Чеймазиди.
В 1930 году в «Паласе» впервые в Екатеринодаре демонстрировалась «звуковая фильма». Тогда же театр реконструировали и, как водится, переименовали. Обновленный синематограф стал называться «Колоссом».
Увы, одному из старейших кинотеатров Краснодара не суждено было дожить до наших дней. В 1964 году железобетонную махину разрушили. До сих пор доподлинно неизвестно, что послужило причиной сноса.
«Ныне с удивлением узнаешь о том, что будто это был «несчастный объект», так как «от старого здания одна стена осталась, разделяющая зал и фойе… Театр валился, стены еле держались, потолки текли… Ремонтировать было нечего…» Совет Министров СССР разрешил только ремонт оперетты. Но вопреки этому разумному решению было дано самостийное указание местным строительным организациям – снести старый театр и построить новый», – пишет Виталий Бардадым.
В 1966 году на месте «Паласа» по проекту модного в то время архитектора Титова был возведен театр оперетты, который стоит там и по сей день.